Фото Алексея Субботина
Впрочем, нужно отметить, что в период «поголовной» химизации сельского хозяйства, а жизнь тетерева довольно тесно связана с сельхозугодьями, тетеревиное поголовье высокой численности не достигало. Рискну даже сделать вывод, что сегодня встретить или услышать косача можно значительно проще, чем в 70-х годах прошлого века.
Обычно в полной темноте прилетает первым петух-токовик, которого стрелять не принято, затем один за другим слетаются косачи с громким хлопаньем крыльев. Прилетев на ток, косач внимательно прислушивается и издает своеобразный звук, «чуфыканье». Чуфыкнув несколько раз подряд, подпрыгнув вверх с громким хлопаньем крыльев, тетерев переходит на более громкое «бормотание», и вскоре весь лес наполняется чарующими звуками тетеревиного тока.
Глухарь – житель лесной, и его «борьба» за высокие урожаи практически не затронула. Но, возможно, относительно невысокая численность и престижность весенней охоты на эту древнюю птицу уже лет 50 как перевела добычу глухаря в разряд «привилегированной» охоты. Лесной мошник – трофей завидный, вокруг охоты на бородатого петуха сложилось немало увлекательных историй, да и как им не появиться, когда в ночном весеннем лесу сердце охотника вздрогнет от глухариного «шелчка», и не сразу удастся перевести дух, чтобы под скирканье сделать первый неуверенный шаг на встречу с мечтой почти каждого ружейного охотника.
У всех тетеревиных в последние годы беда одна – кабан. Во всяком случае, так считают многие охотники. Проверить, насколько верно данное утверждение, можно уже этой осенью, после резкого снижения численности кабаньего стада, попавшего под «расстрел» из-за подозрения в распространении АЧС.
Охота на токах, если по тетереву, то в последние годы в «культурных» хозяйствах все сводится к точному выстрелу из шалаша, заранее приготовленному егерями. Конечно, не все так просто. Может не повезти с погодой, волнение – также не лучший помощник, да и точно отправить дробь по цели в предрассветных сумерках нужно суметь.
А если что упустишь в амуниции, «не угадаешь» с правильной экипировкой («шумная» одежда, брякающие антабки…), неосторожно поправишь затекшую от долгого сидения ногу, лишь останется наблюдать за токующими вне выстрела осторожными косачами, никак не желающими приближаться к скрадку охотника.
При постройке шалаша надо особенно тщательно закрыть его нижнюю часть, так как токующие на земле косачи легче всего могут обнаружить охотника снизу. Конечно, шалаш не должен просматриваться насквозь, в противном случае охотнику, если не удастся устранить «дефект постройки», придется сидеть, не двигаясь, но у запасливых на этот случай в рюкзаке кусок мешковины или камуфляжной ткани и несколько «светлых» веточек (колышков) для обозначения зоны стрельбы.
У меня был случай, когда «блестящий» торец обреза стволов спугнул прилетевшего в полной темноте «токовика», что расстроило всю дальнейшую охоту. С тех пор «страхуюсь», черню конец стволов фломастером.
Весенняя охота на глухаря сегодня, пожалуй, одна из престижных охот, где на долю охотника выпадает значительная роль в добычи трофея. Кроме поиска тока, что в охотничьих хозяйствах, задача егеря, все остальное, как в прежние добрые охотничьи времена, ложится на плечи охотника. Захватывающее действо, где городской житель действительно чувствует себя добытчиком, а не просто стрелком.
Впрочем, охота на глухаря не столь сложна, если охотник выдержан и дисциплинирован, лес не захламлен и «подскок» особой трудности не представляет. Конечно, немного везения не помешает, как и навык суметь разглядеть глухаря в густой кроне сосны или среди веток ели. Когда в темноте глухарь выглядит не таким «солидным», как днем, то переставшего принимать «токующие» позы насторожившегося петуха легко принять за толстый сучок, а того хуже, наоборот.
Конечно, сегодня, по классике, не дожидаясь окончания вечерней тяги, взяв пару вальдшнепов, поспешишь на подслух к ближнему глухариному току, убедившись, что подлетел не один глухарь, проведешь ночь у костра, чтобы перед рассветом взять желанный трофей, скорее услышишь от старых охотников, чем испытаешь в современном охотничьем хозяйстве. Лично у меня было лишь две такие охоты, память от которых, в отличие от других, во всех подробностях не забудется никогда.
В общем-то, довольно разные охоты на токах объединяет одно – умение в условиях очень плохой видимости произвести точный выстрел, где промах часто обозначает, что охота закончилась и второй попытки часто может не представиться.
Первое, с чем надо определиться, насколько центр дробовой осыпи не совпадает с точкой прицеливания. Опытному стрелку несложно сделать это визуально, а при недостатке опыта придется прибегнуть к общепринятой методике.
Произведем выстрел по обозначенному центру листа-мишени. Отсечем горизонтальной линией от верхней части дробовой осыпи 1/4 попаданий и столько же от нижней части дробовой осыпи. Далее произведем подобные «операции» вертикальными линиями слева и справа от дробовой осыпи. В полученном от пересечения вертикалей и горизонталей прямоугольнике проведем диагонали, точка их пересечений укажет центр дробовой осыпи. Если отклонения значительные (на 35 м) – больше 75–100 мм, то от такого ружья можно ждать «сюрприза». Проверку проводите патроном, с которым планируете отправиться на охоту.
В темноте сложно определиться с по-правкой в прицеле, часто прицеливание приходится производить по очертаниям казенной части, так что не лишне запастись патроном с увеличенным снарядом дроби, чтобы «насытить» периферийную часть дробовой осыпи. Несколько выстрелов «тяжелым» патроном ущерба ружью не нанесут, конечно, здесь нужен разумный подход, с учетом состояния и износа оружия.
И следите, чтобы приклад (затыльник) был плотно в плече, иначе от усиленного патрона ружье, «подпрыгнув», может свести все старания охотника на нет.
Без правильно подогнанной ложи, в условиях слабой освещенности, сложно проследить за правильным положением мушки относительно прицельной планки. Здесь неплохо дома поупражняться, в полном охотничьем снаряжении, в однообразной и правильной вкладке ружья.
Конечно, кто освоил стрельбу с двумя открытыми глазами, безусловно, будет значительно увереннее себя чувствовать при стрельбе в темное время суток.
И немного о прицельных приспособлениях. Конечно, в полной темноте поможет лишь светящаяся мушка, но когда вытянутой руки не видно, а глухаря или тетерева подавно, то придется ждать начала рассвета. Здесь забеленная или крупная люминесцентная мушка и яркая мушка уменьшенного размера, недалеко от казенного среза, помогут правильно определить (создать) прицельную линию.
Аналогично работают оптоволоконные мушки: значительно сокращают время прицеливания, облегчают контроль линии прицеливания и положение оружия, хорошо видны в любых условиях освещенности. Оптоволокно мушки способно собирать на своей поверхности и выводить на торец самый незначительный свет; мушки надежно защищены от повреждений металлическим ограждением.
Возможно, кого-то заинтересует волоконно-оптический коллиматорный прицел для гладкоствольного ружья. Лично у меня опыта охоты с данным приспособлением нет, но отзывы о прицеле в целом положительные, за исключением его стоимости.
Этот прицел полностью автономен и для подсветки использует естественное внешнее освещение, способен работать в самых глубоких сумерках. Устанавливается и регулируется за считанные секунды.
Но, конечно, выбор прицела в охоте на токах не главное, охотника привлекает в весенней охоте на тетерева, глухаря, селезня, вальдшнепа возможность после долгого зимнего перерыва вновь оказаться на охоте по перу.